Горный Алтай: фото и живопись. Красота для потомков

Сегодняшний близкий к искусству турист не испытывает и миллионной части тех трудностей, с которыми благополучно справлялись их предшественники на Алтае больше века тому назад. Про экспедицию отважных Рерихов скажем дальше. А начнём по хронологии – с первого певца алтайской красоты. Им стал Григорий Чорос-Гуркин. Он, правда, был местным уроженцем. Родился в Горно-Алтайске, который в 1870-ом году ещё был селом Улала, начинал с иконописи, потом учился у Ивана Шишкина, открыл в себе пейзажиста и вернулся к истокам, создав великолепные полотна «Катунь весной», «Алтай. Горная долина», «Хан Алтай», «Каракол». Его масштабные работы и рисунки Горного Алтая ценятся как памятник природной красоте.

Фото-культурист

Ходить с мольбертом по горам в поисках подходящей натуры – довольно приятное занятие. Даже если бурный алтайский дождь зарядит – не страшно, краски-то герметично закрыты. А вот фотографы в начале прошлого века по Золотым Горам путешествовали неохотно. Да что там! Единственный, кто отважился на такую трудоёмкую авантюру, был Сергей Борисов. С 1907 по 1914 год он совершил несколько фотоэкспедиций в Горный Алтай и сделал при этом около 1000 снимков! Напомним, техника тогда весила раз в 10 больше современных аналогов, плюс расходные материалы, плёнка, которую надо беречь и от солнца, и от воды, и от любопытных местных жителей. Кстати, их быт, обычаи, костюмы – всё это фотограф Борисов зафиксировал прямо-таки с европейской аккуратностью. Впоследствии его работы оказались весьма полезны этнографам, да и сами алтайцы сегодня учат историю своего народа и по этим, раскрашенным когда-то вручную для «волшебного фонаря», экспонатам.

Горный Алтай фотографии Сергея Борисова из загадочного края превратили в туристически-привлекательную территорию, которая со временем стала Меккой активного туризма в России.

Экспедиция Седобородого

Седобородым алтайцы называли путешествующего с женой, сыном и близкими по духу людьми Николая Рериха. Организованная им экспедиция считалась научно-художественной. Рерихи искали следы большого переселения народов, а также тщательно собирали устное литературное наследие, фиксировали местонахождение обрядовых и культовых зон, описывали обряды, обычаи, исследовали религиозные отправления.

Фото в Горном Алтае группа не делала, а на привалах Николай Константинович с восторгом смешивал краски, стараясь сохранить на холсте все нюансы света, цвета и формы алтайский гор.

Правда, внутренний взор художника видел и другое: духов-охранителей, буддийские символы, загадочные полубожественные сущности. Всё это осталось на полотнах, навеки поселив в поклонниках творчества Рериха идею о сакральном назначении Алтая

То, что не стало картинами на месте, попало в папку набросков и картинок Горного Алтая, которые впоследствии не отпустили автора, заставили его воссоздать запомнившуюся красоту. Так было, к примеру, с картиной «Указ учителя», на которой видна гора Белуха (главная высота Горного Алтая).

Цифровой Алтай

Эпоха доступных «зеркалок» ничуть не повредила ауре таинственности и древних чудес, которыми окутано это волшебное место. И туристы, и местные создают великолепные кадры, манящие жителей средней полосы, Дальнего Востока и русского Севера.

К примеру, фотограф Светлана Казина - добрая алтайская ведьма с льдистыми глазами – регулярно поставляет журналу National Geographic и всему миру долю волшебства с Золотых гор. Её фото Горного Алтая летом и зимой  поражают красотой, смелостью и первозданной чистотой.

Прикоснуться к чуду

Красивые фото Горного Алтая сегодня можно сделать и самостоятельно. Для этого не нужно выбирать время, ведь на Алтае всегда что-то происходит – зима с пушистым снегом и лыжной суетой, весна с лиловыми, покрытыми цветущим маральником склонами, разнотравье лета, многоцветье осени. Узреть эту благодатную землю в любое из времён года – значит, получить ощущение продлённого счастья. А техника… Да, неважно, что за марка у фотоаппарата. Здесь столько красоты, что и «мыльница» справится с задачей создать высокохудожественное фото!