Сказки Горного Алтая: кладовая мудрости нескольких народов
Этнический состав алтайского края представляет собой некий симбиоз нескольких родоплеменных групп и племен: гунны (они же хунны), тюрки, кыргызы, монголы, тубалары, джунгары и уйгуры. В результате многовекового переплетения и наслоения культур на свет появился целый пласт народного творчества – сказки Горного Алтая. Народный алтайский фольклор можно поделить на несколько разновидностей:
- Волшебные сказки.
- Мифы-сказки.
- Сказки о животных.
- Бытовые сказки.
- Сказки-новеллы.
В отличие от мифов и легенд в чистом виде, все сказки, не философские придания о богах или сверхъестественных силах, сказки – это яркая, интересная и очень колоритная форма передачи потомкам информации, полезной в жизни, в отношениях, в быту. Это образное описание природных явлений, к которым вынужден приспосабливаться человек («Как Солнце и Луна людей спасли»), это рассказы о животных, полезные для охотников («Обида марала», «Горностай и заяц»), и многие другие факты, влияющие на человеческое существование. В сказках хранятся сведения о традициях и обрядах, о том, как выстраивались взаимоотношения между людьми, имеется и предупреждающая информация, о местах, которые могут опасны. Как правило, такими «маяками» являются злые демоны, обитающие на определенных территориях (сказка «Боролдой-Мерген и его храбрый сын»).
Конечно же, как и легенды Горного Алтая, сказки богаты иносказанием и таинственностью, но таков уж этот край, без загадок не обходится не одно дело, даже самое банальное, такое, как рыбалка. Да и много ли Вы знаете сказок, где нет чудес? Закон жанра обязывает, к тому же, древние сказатели умели окутывать тайной поведение персонажей даже в самых обычных обстоятельствах, и потом все оказывалась довольно просто. Как, например, в сказке-загадке про то, как богатый хан искал невесту своему сыну. Собрал богач самых красивых девушек и велел им вскипятить воду в чайнике, у кого быстрее получится, та и станет женой наследника. Посуда у всех была одного объема, времени на работу дали девушкам одинаково, но победила красавица, которая вовсе не хотела замуж за сына хана, потому что искренне и всей душой любила обычного пастуха. Но, вот загадка, у нее чайник и закипел раньше, чем у других девушек. Почему? Вы пока подумайте, а мы еще пару сказок вспомним.
Отдельно можно выделить не просто сказки, а настоящие песни о Горном Алтае – эпос, посвященный красоте края, воспевающий удивительные пейзажи («Как любил Кара-Су», «Как песня на Алтае появилась», «Кызымиль – золотая река» и другие).
Отличительной особенностью алтайских сказок является необычный стиль их исполнения, их скорее напевают, чем рассказывают. При этом, мастера-исполнители, сохраняя основу сюжета, добавляют в сказку новые детали и подробности, оживляя и обновляя текст. В результате, мудрость, заключенная в сказке, словно адаптируется к современному миру.
Сказки - драгоценное культурное наследие, позволяющее взглянуть на мир Горного Алтая сквозь призму многовековой истории, по иному оценить красоту природы, почувствовать себя «своим».
И, да. Про сказку. Закипел чайник у девушки быстрее, чем у остальных, потому что набрала она воду, поставила на огонь, да и забыла про них – грустила, о любимом думала. А соперницы все крышки от нетерпения открывали, да внутрь заглядывали, вода и охлаждалась немного, процесс кипения задерживая. Любопытно, правда?